Матвеева Оксана Валерьевна
Учитель-логопед
Образование - высшее
Педагогический стаж работы - 4 года
Консультация для родителей
«Игры для неговорящих детей от 3 до 5 лет»
С каждым годом увеличивается число детей со сложной речевой патологией, в частности практически неговорящих детей. К сожалению, некоторые родители не придают значения отставанию ребёнка в речевом развитии,стараются не обращать внимания, и надеются на то, что всё само собой урегулируется. Коррекционная работа, c детьми должна строиться как в рамках специализированной помощи, так и дома. Неговорящие дети.
Что же делать в такой ситуации? Как помочь неговорящему ребенку обрести мир речи, мир человеческого общения?
Работа строится по трём направлениям:
1. Развитие понимания речи, речевого слуха, слухового внимания
Занятия по расширению и накоплению воспринимаемой речи проводятся в соответствии с лексическими темами, по которым работают не менее недели. Темы должны быть из окружающей жизни, те которые рекомендуют педагоги группы, куда ходит ваш ребёнок – «Времена года», «Одежда», «Обувь», «Посуда», «Игрушки», «Животные», «Транспорт» и т.п. Так, для домашних заданий может быть рекомендован следующий комплекс упражнений:
Дидактическая игра «Покажи картинку»
Дидактическая игра «Где много, а где мало?»
Дидактическая игра «Один, два»
Упражнение «Кто что делает?» Учить детей выполнять простые действия типа: покажи яблоко, возьми яблоко, положи яблоко, покушай яблоко или возьми шапку, надень шапку, положи шапку и т.д. Учить различать грамматическую форму единственного и множественного числа имен существительных: покажи много поездов, где один поезд, много волков, один волк и т.д. Учить дифференцировать существительные ед. и множественного числа мужского и женского рода в именительном падеже: где одна кружка, где две кружки, где один трамвай, где два трамвая и т.д. Обучать ориентировке в названиях действий: покажи, где машина подъезжает к дому, объезжает дом, где мама моет дочку, где мальчик ложится спать и т.д.
Упражнение «Внимательные ушки». Развивать слуховое внимание, восприятие на слух звуков, которые издают разные предметы: подними руку, когда услышишь стук ложек (погремушку, кричит волк, утка и т.д.)
2. Развитие активной подражательной речевой деятельности.
Воспитание общих речевых навыков. Параллельно с расширением понимаемого словаря, должна проводиться работа по развитию экспрессивной речи в виде доступных для детей произношений звукоподражания голосам животных, птиц, насекомых, транспорта и т.п. Так, для домашних заданий может быть рекомендован следующий комплекс упражнений:
Упражнение «Катись карандаш», «Тяни ниточку» Развивать длительный плавный выдох, активизировать губные мышцы – дыхательное упражнение: подуй на карандаш так, чтобы он покатился; пой гласные звуки (а – о – э – у) Развивать длительный плавный выдох, активизировать губные мышцы – дыхательное упражнение.
Дыхательное упражнение «Пузыри» Развивать сильный ротовой выдох, обучать умению дуть через трубочку, активизировать губные мышцы.
Упражнение «Конец слова за тобой» Учить произносить слова слоговой структуры первого типа – двухсложные слова из открытых слогов. Развивать речевое подражание, интонационную выразительность, силу голоса на материале звукоподражаний: Учить составлять предложения по модели: обращение + глагол повелительного наклонения: Учить составлять и проговаривать предложения: Это уха. Ваня ест уху. Это дыня. У Димы дыня. Вот вода. У Вити вода. Петя, пей воду!
Упражнение «Эхо»
Топ-топ-топ – туфли топают громко,
Топ-топ-топ – тапки топают тихо.
Мама, иди (веди)!
Ваня, беги!
Папа, неси (пили, бей)!
Аня, мой!
Воспитывать общие речевые навыки, развивать силу голоса, уточнять произношение в звукоподражаниях: Пых-пых-пых – пыхтит чайник, Бум-бум – сучит кастрюля крышкой, Динь-динь – звенит ложка в стакане, Тук-тук-тук – стучит чашка.
3. Развитие общей и мелкой моторики, подражательности, конструктивного праксиса. Развитие зрительного внимания и восприятия. Развитие памяти и мышления.
Так, для домашних заданий могут быть рекомендован следующий комплекс упражнений: Различные упражнения – игры с пальчиками, Игра с разрезными картинками
Развивать подвижность пальцев рук. Развивать конструктивный праксис, мелкую моторику, зрительное внимание: Упражнение «Четвертый лишний», Упражнение «Нарисуй волны для уточки», Учить определять лишний предмет из представленного ряда: апельсин, яблоко, слива, огурец; волк, лиса, медведь, лапа и т.д.
Развивать мелкую моторику, формировать умение проводить длинные волнистые линии: Упражнение «Найди и покажи две одинаковые чашки», «Бантики для куклы» Развивать зрительное внимание.